Лента новостей
Статья5 октября 2021, 10:04

«Блеск в глазах школьников говорит, что я на правильном пути». Учитель из Сампурского района рассказала, почему посвятила жизнь педагогике

Более четверти века Марина Щербинина помогает мальчишкам и девчонкам подниматься по ступеням лестницы знаний. А общий стаж этой учительской династии - около 200 лет.

Фото: архив Марины Щербининой

Семья физиков

Общий педагогический стаж Марины Валентиновны Щербининой, её родителей и других ближайших родственников — не поверите! — примерно 200 лет.

Её мама, Зоя Васильевна Кормышова, которую знает не одно поколение жителей Сампурского района, проработала учителем физики в Сатинской школе более 45 лет. Причём не просто работала (в учительской профессии это проявляется особенно отчётливо), а параллельно с законом всемирного тяготения, теорией относительности, коэффициентами полезного действия и прочими научными премудростями учила детей трудолюбию и усердию, а также познавать и любить окружающий мир.

Наверняка её ученики помнят занимательные и хитроумные классные «фокусы», построенные на основных законах физики. И ещё вечерние экскурсии по изучению звёздной картины неба. И её поистине талант видеть в любом ученике личность. Усидчивые и непоседливые, прилежные и нерадивые — все они, повзрослев, отдают должное высокому профессионализму и великому терпению Зои Васильевны, обладающей редким умением сочетать учительскую строгость с искренним великодушием и добросердечием.

Урок физики ведёт Зоя Васильевна КормышоваФото: архив Марины Щербининой
— Трудовой путь моей мамы отмечен множеством Почётных грамот, званиями «Заслуженный учитель РСФСР», «Старший учитель», «Учитель — методист», медалью «Ветеран труда». В 1999 и 2001 годах по массовым опросам студентов различных вузов был проведён уникальный отбор элиты учителей средней школы. И мама дважды получила звание «Соросовский учитель»,
рассказывает Марина Щербинина.

Вторая, по образному выражению Марины Валентиновны, «скрипка» в семейном дуэте физиков — её отец Валентин Павлович Кормышов. Он окончил физико-математический факультет Тамбовского государственного педагогического института, затем девять лет проработал в Сатинской школе — ровно до того момента, пока грамотному и энергичному педагогу не предложили попробовать свои силы в органах исполнительной власти, где он на разных должностях, от рядовых до руководящих, прослужил более 30 лет.

Валентин Павлович КормышовФото: архив Марины Щербининой

От института благородных девиц

На педагогическую стезю ступили и долгие годы шли по ней, храня верность избранному делу, многие родственники Марины Валентиновны. 

— Мои тёти, мамины двоюродные сёстры, все учителя. Ольга Ивановна Марьина окончила физико-математический факультет пединститута, более 30 лет проработала учителем математики. Зинаида Васильевна Ивашенцева более 50 лет учила детей иностранному языку, причём на протяжении 25 лет несла тяжёлую ношу директора школы. Нина Алексеевна Иванова все свою жизнь отдала школе, работая учителем начальных классов. Мой дядя — родной брат папы Александр Павлович Кормышов — также несколько лет работал учителем физики и математики. Моя двоюродная сестра (дочь маминой родной сестры) Светлана Рудиковна Мамонтова, окончила факультет иностранных языков и работает учителем английского языка в гимназии имени Гавриила Романовича Державина города Тамбова.
поделилась Марина Щербинина.

Откуда такое общесемейное увлечение педагогикой? Где, из какого истока зародились те первые робкие ручейки, соединившиеся со временем в полноводный поток любви к профессии?

Изучая историю своего рода, Марина Валентиновна сделала потрясающее открытие: сестра её деда по отцу, Софья Ивановна, работала преподавателем иностранного языка в Тамбовском государственном педагогическом институте на заре его образования, а мама Софьи Ивановны ещё во времена Российской империи преподавала иностранный язык в Александринском институте благородных девиц в Тамбове.

Александринский институт благородных девицФото: tambovgrad.ru

Как бы там ни было, но, родившись в семье педагогов, зная изнутри все нюансы профессии, — увы, не всегда мажорные, — она не питала иллюзий и не смотрела на своё будущее сквозь «розовые очки».

— Я знала о реальных трудностях в работе учителя, я их видела с детства, но сделала осознанный выбор в сторону педагогики,
признаётся Марина Валентиновна.

Окончив Сатинскую среднюю школу с серебряной медалью, она, следуя по стопам родителей, поступила на тот же физико-математический факультет по специальности «физика и информатика».

По ступенькам вверх

Алгоритмы и архиваторы, байты и биты, триггеры и транзакции… Информатика всегда её привлекала. Наука логики, мысли, движения. Наука, переселившая пытливые умы от книжных полок к мониторам ПК и в интернет, сократившая расстояние и время, позволившая человечеству подняться в своём развитии так высоко, что трудно даже вообразить - а что будет завтра? Стремительно ворвавшись в повседневную жизнь каждого человека, современные технологии потребовали новых знаний, связанных с получением и обработкой информации.

Фото: satinskyschool.68edu.ru

На работу после института Марина Валентиновна вернулась в родную школу. И вот уже 27 лет педагогического стажа за плечами. Последовательно пройдя все ступени становления школьного учителя физики и информатики, была назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Занимает эту многотрудную и ответственную должность уже 16 лет, отдаёт ей много сил и времени.

Фото: satinskyschool.68edu.ru

И по-прежнему преподаёт свою любимую информатику. Преподаёт увлечённо, со знанием дела и большой любовью. Может, именно это имел в виду известный российский публицист, педагог и журналист Симон Соловейчик, когда писал об учителе: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он — скульптор, но его труда никто не видит. Он — врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». 

А сама Марина Щербинина говорит так:

— «Школа» в переводе с латинского означает «лестница», ступеньки которой вверх — а не вниз! — предстоит преодолеть ученику. И задача учителя в том, чтобы помочь ребёнку выбрать правильное направление. Я люблю свою профессию. Люблю детей. Моя профессиональная деятельность приносит мне удовлетворение, а блеск в глазах моих учеников — свидетельство того, что я на правильном пути!..
Автор:Вера Мирошкина