Говорят, в селе Серединовка Сампурского района Тамбовщины ещё стоит дом, в котором 4 октября 1901 года родился будущий конструктор танковых ударов генерал-лейтенант Дмитрий Заев. Как и все деревенские мальчишки той поры, он рано приобщился к труду. Что, впрочем, не помешало жадному до знаний парню окончить церковно-приходскую трёхлетку. Курс средней школы он тоже освоит, но намного позже — будучи курсовым командиром бронетанковой школы.
Возможно, так и прошли бы дни крестьянского сына Дмитрия на сельской пыльной дороге из дома в поле и обратно, не вмешайся в его судьбу случай. Это было в 1920-м, когда полыхнуло в Тамбовской губернии крестьянское восстание.
Встал бы, наверное, в ряды «зелёной» армии братьев Антоновых и 19-летний Дмитрий Заев, но за четыре месяца до этого его призвали в ряды Красной Армии, в запасной полк губернского Тамбова. Так молодой крестьянин оказался по другую сторону баррикад.
В октябре 1920-го красноармейца Заева в составе батальона Тамбовских командных курсов отправили на Южный фронт, где части Красной Армии штурмовали последнюю цитадель белой гвардии — Крым.
Затем в составе сводной курсантской дивизии он боролся с отрядами Нестора Махно, чудом выжил после тифа и продолжил учёбу на 58-х Запорожских курсах.
Гражданская война закончилась, тысячи вчерашних солдат юного государства вернулись к мирному труду, а Дмитрий Заев только туже затянул портупею. Профессия «Родину защищать» стала смыслом всей его жизни.
В сентябре 1924 года Заева назначают командиром взвода полковой школы 41-го стрелкового полка 14 стрелковой дивизии Московского военного округа.
Пытливость ума вскоре выделила простого крестьянского парня из ряда краскомов, ограничивших свой кругозор изучением уставов, циркуляров и приказов. В это время в жизнь Заева стремительно врывается бронированная кавалерия XX века — танки.
В 1930-м он становится слушателем основного факультета Военной академии имени М. В. Фрунзе и через три года отправляется на Дальний Восток, где возглавляет оперативный и разведывательный отделы 2-й механизированной бригады, а затем — штаб 23-й мехбригады 1-й Особой Краснознамённой Дальневосточной армии.
В это время по РККА покатилась волна репрессий, стоившая жизни многим офицерам, генералам и даже маршалам. Не избежал кратковременного ареста и Дмитрий Заев. За что в августе 1938 года был уволен из рядов Красной Армии.
Годы были суровые. В любой момент во двор, где жил отставной командир, мог заехать ночной «воронок» НКВД. Но опытного штабиста и аналитика вернули в ряды краскомов и назначили начальником оперативно отделения автобронетанкового отдела Приволжского военного округа, а в марте 1940-го — начальником штаба формирующегося 10 механизированного корпуса.
22 июня 1941 года ещё не полностью укомплектованные части корпуса подняли по тревоге и ускоренным маршем направили на север, к финской границе. Первый бой, преградив вражеским войскам путь на Ленинград, они приняли у станции Иматра.
Когда натиск финской армии иссяк, корпус без передышки бросили на лужское направление, где 14 июля враг прорвался к реке Луга и захватил переправы у Ивановского и Большого Сабска.
Угарно чадя, горела танковая броня, а взрыв боезапаса разбрасывал на десятки метров остатки боевой машины и погибших танкистов. В лязге гусениц, трескотне пулемётов, в стонах и крови решалась судьба противостояния 3-й моторизованной дивизии немцев и остатков 10-го корпуса, не пропустивших фашистов к северной столице вдоль шоссе Луга-Ленинград.
В июле 1941-го полковник Заев возглавил штаб Кингисеппского участка обороны Ленинградского фронта, а в сентября его назначили заместителем командующего по танковым войскам 5-й армии Западного фронта. Враг рвался к Москве.
В боях Московского сражения танкистам 5-й армии выпала нелёгкая задача — сломить сопротивление 3-й и 4-й танковых групп противника. В лютый морозы танкисты полковника Заева 6 декабря начали Клинско-Солнечногорскую наступательную операцию советских войск. 24 декабря первая «тридцатьчетвёрка», лязгнув гусеницами, затормозила свой разгон на берегу реки Руза. За спиной выпрыгнувшего из люка командира осталась сотня километров освобождённой от врага земли. И это было только начало.
Проявившийся в суровое для Родины время полководческий талант Дмитрия Заева, его понимание стратегии и тактики танковых ударов, оценили в Ставке верховного главнокомандования, откуда в мае 1942 года пришёл приказ возглавить штаб Главного автобронетанкового управления РККА.
После командировки на Брянский фронт, на войска которого в этот момент обрушился мощный удар армейской группы «Вейхс», полковник Заев приступил к формированию танковых армий, корпусов и бригад, принёсших нам победу в Сталинградской битве.
В августе 1943-го, когда, выдержав яростный натиск бронированной армады «тигров» и «пантер», советские войска перешли в наступление на Курско-Орловской дуге, Дмитрию Ивановичу присвоили звание генерал-майора танковых войск.
С января 1944 года Заев в должности начальника штаба 6-й гвардейской танковой армии принимает участие в разработке и проведении Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Ясско-Кишинёевской наступательных операций.
Затем был госпиталь и назначение начальником штаба 5-й гвардейской танковой армией, участвовавшей в боях Шяуляйско-Мемельской, Восточно-Прусской и Гданьской операций. Гвардейцы-танкисты штурмовали Кенигсберг, а в апреле 1945-го ликвидировали остатки гитлеровцев в районе устья реки Висла, где и встретили Победу.
В мирные годы Дмитрию Ивановичу с семьёй ещё не раз пришлось переезжать с места на место. Он продолжал служить Родине в Белорусском, Прикарпатском, Одесском военных округах, учился в Академии Генерального Штаба, преподавал на кафедре бронетанковых и механизированных войск этой Академии, назначался заместителем командующего Северной группы войск.
В декабре 1960 года дала о себе знать полученная во время войны контузия. Врачам пришлось ампутировать правую руку. Генерал-лейтенант Заев перешёл в ряды ветеранов, где также проявил себя незаурядным организатором и общественным деятелем.
Особенно охотно Дмитрий Иванович встречался с молодёжью, рассказывал мирной юности о Великой Отечественной войне, о массовом подвиге народа.
Не прерывалась письменная связь военачальника и с родной Серединовкой, в школе которой до сих пор хранятся его шинель и фуражка.
Жизнь Дмитрия Заева оборвалась 3 марта 1987 года, но память о нём живёт. Личные вещи, фотографии и многочисленные (всего 34 награды) ордена, медали и знаки, которыми был отмечен яркий жизненный путь нашего земляка, передали в Тамбовский областной краеведческий музей.