Литературоведа из Санкт-Петербурга, учившегося в американском колледже, не испугал деревенский быт. Для участия в проекте «Учитель для России» он выбрал одну из самых маленьких школ Тамбовщины в селе Пановы Кусты Сампурского района.
«Смеяться, шутить, дурачиться» – выводит розовым мелком на старенькой доске твёрдая рука учителя. Словно в дань уважения этой повидавшей многое на своём веку классной доске пишет он на ней, встав на колено. Высокий рост учителя и низко прибитая доска не позволяют это сделать иначе.
Задание – придумать рассказ с глаголами. Дима, Катя и два Саши отвечают урок. Хотя смеяться, шутить и дурачиться – именно этого больше всего и хочется сейчас пятиклассникам.
В классе тишина. Четыре ученика - вот и весь пятый класс. По здешним меркам - большой. Есть такие, где ученик всего один. А первоклассников нет вовсе.
Сегодня в Паново-Кустовской школе учатся 22 ребёнка. Не так давно школа была средней. Сейчас – филиал Сатинской. Пятьдесят километров от районного центра. Тамбовская глубинка. Один учитель ведёт несколько предметов.
Учитель русского языка и литературы Михаил Эдуардович Арсланьян работает в этой школе всего месяц. Коренной петербуржец, выпускник СПбГУ, дипломник знаменитого «знатока» «Что? Где? Когда?» Фёдора Двинятина выбрал Паново-Кустовскую школу и приехал сюда сознательно.
- Это была самая крошечная из всех школ, заявленных в программе. Мне предлагали работу в городских школах, но они практически ничем не отличаются от работы в мегаполисе, - делится Михаил. – Это сложнее, чем работать в большом классе, но я хотел работать именно в такой школе, при максимально тесном контакте с ребенком и максимальной возможности заинтересовать его своим предметом. Думаю, что именно здесь смогу реализовать свой потенциал педагога, раскрыться в возможности почти индивидуальной работы с детьми.
Благодаря программе «Учитель для России», а его участниками стали 90 молодых специалистов, выпускники ведущих ВУЗов страны получили возможность реализовать себя подчас в экстремальных условиях, проверить свои знания, силу духа и характер. А сотни российских школьников наверняка приобрели любимых наставников, достойных подражания.
- В селе люди добрее и отзывчивее, готовы помогать друг другу, оказывать поддержку. Здесь более открытые люди, которые хотят развиваться, меняться и готовы прикладывать к этому усилия. Мне лично всего этого не хватает в городе, - считает Михаил Арсланьян.
Михаил Эдуардович оставил свои научные труды по древнерусской литературе, сменил привычный столичный образ жизни на работу сельского учителя, комфорт мегаполиса – на деревенский дом. Так же, как и несколько лет назад сменил американский колледж, где он успешно постигал науки, на питерскую гимназию, поняв, что никогда не сможет жить в чужой стране.
Кстати, учёбе в Америке он обязан безукоризненным английским. Этот опыт его нынешний руководитель, заведующая Паново-Кустовской школой Вера Алексеевна Карнюхина, тут же «пристроила» на благо пановских школьников, для которых теперь, помимо уроков «великого и могучего», Михаил Эдуардович ведёт язык Байрона и Шекспира.
- Я, наверное, везучий человек, - рассуждает Вера Алексеевна. – Мне очень повезло, что благодаря программе «Учитель для России», в нашу школу пришли фонтанирующие идеями, креативные, думающие и высокообразованные молодые педагоги. Первой «ласточкой» в рамках программы был Дмитрий Бруй, работающий теперь в посольстве в Черногории. А сейчас наших ребят учит Михаил Арсланьян - выпускник известной питерской 56-й гимназии, обладатель диплома с отличием Санкт-Петербургского Государственного университета, человек не просто академических знаний, но и высокой культуры.
И на уроках литературы 26-летний учитель старается говорить не только о своём предмете – он открывает перед детьми маленькой сельской школы мир искусства, живописи, театра.
Есть у Михаила мечта – принять участие в проекте «Через театр». Он планирует сделать с детьми театральную постановку и поехать с ней в Москву, ведь многие из его учеников только слышали о столице, но ни разу там не были.
- Сельские дети имеют гораздо меньше возможностей, нежели жители больших городов. И наша задача – расширить границы их мира, дать им шанс для развития, повысить возможности, сделав доступными для них мир искусства, литературы, живописи, театра, - говорит Михаил. - Если мне удастся сделать жизнь хотя бы одного ребенка чуть более интересной и дать ему почувствовать, что он сам выбирает мир, в котором живет, то я буду счастлив.